Схема проверки контрагента

                                                       Будьте бдительны! Проверяйте контрагентов.
          При выборе нового контрагента, особенно если совершается крупная сделка, организации следует проявить должную осмотрительность и проверить его добросовестность. Это позволит избежать претензий со стороны налоговой инспекции, споров, связанных с оспариванием сделок, защитой прав добросовестного приобретателя, а также с действительностью сделок, заключенных в преддверии банкротства. Предлагаем Вам следующую схему проверки контрагента собственными силами:

          Во-первых, необходимо запросить у контрагента информацию, не отнесенную к коммерческой тайне:
- устав организации;
- свидетельство о государственной регистрации организации;
- свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе по месту ее нахождения;
- решение об избрании (назначении) руководителя организации;
- лицензию, если контрагент осуществляет лицензируемую деятельность (ее подлинность можно проверить на сайтах лицензирующих органов), свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если контрагент осуществляет соответствующую деятельность;
- бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки (получить годовую бухгалтерскую отчетность контрагента можно также в органах статистики, сделав туда соответствующий запрос. Форма запроса, а также порядок взаимодействия должностных лиц органа статистики и заинтересованных пользователей утверждены Приказом Росстата от 20.05.2013 N 183).
          Дополнительно следует запросить у контрагента следующие документы:
- документы, подтверждающие право нахождения по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ (договор купли-продажи недвижимости либо договор аренды помещения с копиями платежных документов об оплате);
- приказ о назначении главного бухгалтера;
- документы, подтверждающие правомочность общего собрания участников (акционеров) общества, на котором был назначен руководитель организации- контрагента;
- копия паспорта руководителя организации;
- штатное расписание;
- выписку о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода;
- справка об отсутствии ареста на имущество из Федеральной службы судебных приставов;
- справка об участии организации в судебных спорах;
- справка о соотношении суммы сделки балансовым активам (за подписью руководителя организации и главного бухгалтера);
- справки о счетах в банках и их реквизиты;
- справка об отсутствии задолженности по налогам;
- документы, подтверждающие обеспечение исполнения обязательств (страхование, банковская гарантия, залог и т.д.);
- информация о квалификации сотрудников (при необходимости);
- сертификаты на поставляемые продукты (при необходимости);
- иные документы, связанные с заключаемым договором.

          Во-вторых, необходимо проверить полученную информацию, воспользовавшись сервисами, размещенными на интернет-сайте ФНС (www.nalog.ru):
- Сведения о государственной регистрации юридических лиц (http://egrul.nalog.ru/) содержит сведения о его наименовании организации, месте нахождения, факте регистрации в регистрирующем органе, об учете в налоговом органе, а также о регистрации в качестве страхователя в ПФР и ФСС, величине уставного капитала, о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, об учредителях, осуществляемых видах экономической деятельности, о записях, внесенных в ЕГРЮЛ по состоянию на запрашиваемую дату;
- Реестр дисквалифицированных лиц (https://service.nalog.ru/disqualified.do), Реестр юридических лиц, в состав которых входят дисквалифицированные лица (https://service.nalog.ru/disfind.do), Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке (https://service.nalog.ru/svl.do).;
- Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года (https://service.nalog.ru/zd.do);
- Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения нескольких юридических лиц (https://service.nalog.ru/addrfind.do). Данные сервис содержит адреса так называемой «массовой регистрации»;
- Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в Единый государственный реестр юридических лиц, отсутствует (https://service.nalog.ru/baddr.do);
- Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями(участниками) нескольких юридических лиц (https://service.nalog.ru/mru.do).
Кроме того, необходимо проверить сведения, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ (http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/). Согласно п. 1 ст. 64.2 ГК РФ юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев не представляло в налоговый орган налоговые декларации и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ.

          В-третьих, информацию о контрагенте можно получить, используя сеть интернет, в том числе, следующие сайты:
- получение информации с официального сайта контрагента (на официальном сайте можно узнать о руководстве контрагента, его бенефициарных владельцах, контактную информацию, информацию о персонале, перечне предоставляемых услуг или производимой продукции, перспективные планы, рынки сбыта и т.д.);
- анализ сайта компании через специализированные сайты, позволяющие определять место расположения сайта, его IP адрес, хостинг, посещаемость и т.д. (www.2ip.ru, www.host.ru и т.д.)
- получение информации с официальных сайтов государственных органов:
- сайт Федеральной службы судебных приставов (www.fssprus.ru) содержит реестр должников юридических и физических лиц, информация об арестованном имуществе, находящемся на реализации и т.д.;
- сайт Федеральной антимонопольной службы (http://rnp.fas.gov.ru/) содержит реестр недобросовестных поставщиков;
- сайт арбитражных судов (www.kad.arbitr.ru), судов общей юрисдикции (https://sudrf.ru/), сайт суда общей юрисдикции, мирового суда по месту нахождения организации содержат информацию по судебным делам с участием интересующей организации, дела о несостоятельности (банкротстве) и т.д.);
- сайт Росреестра (https://rosreestr.ru/site/) содержит информацию о недвижимом имуществе контрагента, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- сайт Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/), на котором можно получить информацию из Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации;
- сайт Торгово-промышленной палаты РФ (http://reestr.tpprf.ru/) содержит реестр надежных партнеров;
- сайт Федеральной миграционной службы (https://www.fms.gov.ru/), на котором возможно проверить паспорта, информацию о выданных разрешениях на работу иностранным гражданам;
- сайт Центробанка (www.cbr.ru) содержит базы данных по кредитным организациям.

- получение информации о контрагенте с помощью поисковых систем http://yandex.ru/yandsearch, http://www.google.com/search и других.
           Рекомендуем также проанализировать сайты средств массовой информации с целью собрать информацию о контрагенте в сфере его основного вида деятельности. Возможно, Вам пригодятся следующие сервисы: медиалогия (архив информации, публикуемой в СМИ www.mlg.ru), публичная библиотека (база данных средств массовой информации www.public.ru).
Получение информации о контрагенте из профессиональных российских баз данных: Контур-Фокус (https://focus.kontur.ru/); Кронос (www.cronos.ru); Интегрум (www.integrum.ru).

          В-четвертых, необходимо обратиться в налоговые органы с заявлением по месту учета контрагентов для установления фактов нарушения ими законодательства о налогах и сборах. Скорее всего, при обращении в налоговый орган в предоставлении запрашиваемых сведений вам будет отказано. Между тем, сохраните копию заявления. Ею впоследствии можно будет подтвердить ваше стремление узнать о новом контрагенте как можно больше информации. Также сохранить (в электронном виде на компьютере, либо на бумажном носителе) рекомендуется копии интернет-страниц (скриншоты) со сведениями о контрагенте. Это поможет вам доказать, что вы действительно проводили проверку.

          Получив необходимую информацию, проанализируйте ее. Разрешение большинства налоговых споров, споров, связанных с оспариванием сделок, защитой прав добросовестного приобретателя, а также с действительностью сделок, заключенных в преддверии банкротства, не обходится без исследования вопроса о том, проверялась ли ответчиком правоспособность и «добросовестность» контрагента.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Названные Критерии содержат 12 пунктов, последним из которых является ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС в сети интернете. Налогоплательщику рекомендуется при оценке рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг. Как уже было сказано на сайте ФНС размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-"однодневок"). Дополнительно повышает такие риски одновременное наличие следующих обстоятельств:
1) контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
2) в договорах прописаны условия, отличающиеся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафные санкции, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
3) отсутствуют очевидные свидетельства (например, копии документов, подтверждающие наличие у контрагента производственных мощностей, необходимые лицензии, квалифицированные кадры, имущество и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также имеются обоснованные сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
4) через посредников приобретаются товары, производство и заготовление которых традиционно осуществляется физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
5) плательщик (или его контрагент) не совершает реальных действий по взысканию задолженности. Задолженность плательщика (или его контрагента) растет на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
6) контрагенты осуществляют выпуск, покупку, продажу векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдачу (получение) займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
7) доля расходов по сделке с проблемными контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика существенна, при этом отсутствует экономическое обоснование целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п. Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствует во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

          Конечно, исключить возможность недобросовестности контрагента до конца не получится. Но, снизить эту вероятность до состояния низкого риска возможно, если вы будете руководствоваться существующими наработками из практики и проверять контрагента всеми, доступными Вам способами.